ONLINE.UA: СПЕЦПРОЄКТ
спецпроект
Четвёртый сектор: как украинцам работать с пользой для общества
Общественные процессы в Украине уже не характеризуют лишь обычными для нас тремя секторами: власть, бизнес и гражданское общество. Зачастую инициативы теперь имеют признаки нового сектора — четвёртого.
Айдер Халилов
Старший программный менеджер программы «Долучайся!»
О возможностях и вызовах четвёртого сектора в Украине, чем он отличается от общественных организаций — читайте в нашем интервью со старшим программным менеджером программы «Долучайся!» Айдером Халиловым.







Что такое четвертый сектор?
Новый концепт формируется на базе институций, что уже существуют, и говорит бизнесу: «Мы не только зарабатываем деньги и это
не основная наша цель, мы зарабатываем деньги ответственно».
Взаимодействие государства, бизнеса и гражданского общества обычно делят на 3 сектора. Первый — это власть, второй — бизнес (зарабатывают деньги) и гражданское общество, которое выступает третьим сектором (предоставляют социальные услуги населению и развивают громады). Сейчас чаще говорят о возникновении нового сектора общества — четвёртого. Это объединение между собой функций частично государственного, бизнеса и социального секторов.

То есть речь идет вот о чем: бизнес социально важен, социально ответственен, он влечет не разрушение связей между гражданами, не засорение территорий (если мы говорим об экологической теме), не построение заводов, а у бизнеса четкая позиция, он должен сосуществовать таким образом с людьми, природой, вселенной, чтобы это приносило пользу всем, а не лишь прибыль бизнесу, — рассказывает Айдер Халилов.
Четвёртый сектор основывается на социальной ответственности и нетоксичности ведения бизнеса. Основное его условие — ставить вопрос потребителю об услугах или товаре, получать регулярный отзыв клиента касательно усовершенствования своей продукции.
О независимости от государства и бизнеса
Структуры, которая называлась бы четвёртым сектором, не существует. Регистрация сектора, который и зарабатывает деньги, и занимается социальной работой касательно своей громады, еще не предусмотрена законодательством разных стран:

— Четвёртый сектор — это более философский и стратегический концепт. Однако на чём он базируется? Мы живем в экономических и законодательных реалиях трёх секторов. То есть, сейчас есть чёткое разделение во всех странах мира: есть фирмы, которые зарабатывают деньги, и они регистрируются соответственно; есть государственные органы, которые соответственно регистрируются; и есть неприбыльные общественные организации, которые регистрируются также соответственно.
Айдер Халилов акцентирует, что четвёртый сектор строится на организациях, которые уже действуют, то есть он не может существовать отдельно:

— Это не что-то, что стоит отдельно, что перетягивает одеяло с иных секторов. Это формат, интегрированный в структуры, которые уже существуют.
Характеристики четвёртого сектора
Основная характеристика четвёртого сектора — это не благотворительность, не меценатство, не спонсорство. Это способ заработать деньги экологично (речь идет не о природе, а именно о том, как мы поступаем с теми, кому предоставляем услуги или продаем товар). Тогда покупатель воспринимает этот товар со стороны социальной ответственности и нетоксичности бизнеса.
Айдер Халилов приводит пример международного опыта: оказывается, на Западе коммунальные предприятия (те, что убирают мусор, строят дороги, обрезают деревья и так далее) являются организациями четвёртого сектора:

— Поскольку они действительно зарабатывают деньги, но при этом развивают инфраструктуру и делают ее более удобной для населения. То есть, эти организации относятся к своей громаде с ответственностью. А у нас коммунальные предприятия до этого уровня еще не доросли. Потому что большая часть этих структур принадлежит местной власти, а громада не совсем привлечена к той услуге, которая формируется этими структурами. Вот тут ещё одна характеристика четвёртого сектора — тот, кто получает услугу или продукт, имеет непосредственное влияние на этот товар или услугу, поскольку их постоянно спрашивают: «А понравилось ли вам? А как лучше это сделать? Тут уложить асфальт или оставить велодорожку?». Иначе говоря, громада формирует политику предоставления услуг или товаров этой фирмы, государственной структуры или общественной организации. Это бизнес, но у тебя спрашивают: «А правильно ли я сделаю, если таким образом заработаю деньги?».

Чтобы различать четвёртый сектор от общественного, нужно запомнить основное отличие:

— Важное отличие 3-го сектора — он неприбыльный. Формально организация может брать средства на проведение тренингов, стратегических планирований лишь чётко в рамках того, что она потратила на этот продукт, тренинг и так далее. Общественная организация берет с заказчика ровно столько, не более. Это важный принцип: ваш счёт не имеет прибыли, а лишь возвращение расходов. А когда мы уже начали получать прибыль и одновременно делаем громаду лучше, тогда становимся четвёртым сектором.
Об основных вызовах четвёртого сектора в Украине
Организации могут получать доход с помощью социального предпринимательства. Это и есть один из форматов четвёртого сектора. А вот для бизнеса этот концепт сложнее, ведь на первом месте должна быть социальная составляющая. Айдер Халилов говорит, что бизнесу проще заработать деньги любым образом и просто совершить спонсорский взнос или сделать собственный фонд, как делают разные олигархи, и получить эту социальную ответственность. Это не о процессе ведения бизнеса, а о процессе распределения прибыли:
В Украине могу привести пример, который может считаться четвёртым сектором. Это — фестиваль Atlas Weekend, который во время коммерческих концертов встраивает в свой фестиваль темы инклюзивности, переработки мусора и привлечения общественных инициатив к фестивалю. Граждане, приезжающие и оплачивающие билет, чтобы послушать музыку, получают ещё и социальную нагрузку. То есть, фестиваль зарабатывает деньги и позволяет своим гостям развивать гражданскую позицию.
На Западе используют популярный подход, называемый «честная торговля» («fair trade»):

— К примеру, сахар из Латинской Америки или какао-бобы из Африки выращивают фермеры, получающие очень маленькую заработную плату за это. А большие компании в Европе и США зарабатывают на этом больше. Сейчас существует инициатива четвёртого сектора, когда эти небольшие компании объединились, зарегистрировали такой бренд «Fairtrade International», чтобы продавать свой товар и помогать работникам: в магазинах продают тот же сахар или какао дороже на 1%, однако этот процент идет на компенсацию расходов оплаты этих работников, которые работают там — в Латинской Америке или Африке. Это снижает социальное напряжение в этих странах. Вот в этом концепте вроде бы и деньги зарабатывают, но одновременно идет возвращение средств в громаду.
Также главным вызовом четвёртого сектора современности Айдер Халилов называет неготовность украинцев к такому подходу:

— Этот подход требует иного взгляда на ведение дел. Такая ментальная готовность необходима. Второй вызов — формальная подготовка нашего государства, ведь у нас нет такого глобального подхода, который бы помогал в этом вопросе. А третье — это инфраструктурный вопрос. То есть, насколько наш бизнес или общественный сектор сегодня готов инфраструктурно к этому: готовы ли специалисты, наработки и идеи. Вот этого просто не хватает: людей, видения и идей. Если это будет развиваться, у Украины очень перспективное будущее.
Возможности для чётвертого сектора
в Украине
Данные программы содействия общественной активности «Долучайся!» показывают, что украинцы в целом пассивны. Активной позицией обладают около 10-12% людей. Причинами стало то, что социальная активность требует большой мотивации и времени от человека:

— Что может сделать в этой ситуации бизнес или общественный сектор? Они могут предложить такой продукт, который человек покупал бы и понимал, что он привлечен к созданию этого продукта. И не нужно выдумывать тут какие-то высокие технологии, это должен быть продукт локального происхождения. Его можно сделать в самой громаде и распространять среди людей, проживающих на этой территории. И когда человек видит, что этот продукт создан для него, ради него и с ним вместе, он его покупает больше, продвигает его лучше и привлекается к его развитию еще эффективнее. В Украине эти продукты могут быть связаны с природопользованием, экологией, инфраструктурой. То, к чему люди склонны привлекаться и имеют видение будущего в этом направлении. Нужно начинать с малого, что отвечает нашим потребностям.
Результаты деятельности чётвертого сектора
Айдер Халилов называет основную цель деятельности четвёртого сектора: чтобы все получили всё и наслаждались жизнью в своей громаде. Ведь четвёртый сектор требует смены ракурса с удовлетворения своих потребностей на удовлетворение потребностей общих:
Все состоятельные, есть ресурсы, живем без токсичности, относимся ко всему так, чтобы хватало нашим детям и внукам. Вот так должно всё строиться. Если ты в селе открыл магазин, ты должен одновременно развивать громаду рядом и привлекать их к тому, чтобы твой магазин стал лучше, твои продукты стали лучше и громада получала выгоду от того, что он там существует. Этот подход должен быть реализован у нас, но сперва нужно работать с людьми и бизнесом, чтобы мы все понимали, что такое громада и как её развивать.
Сейчас коронавирус очень на это влияет, поскольку бизнесы закрываются, несут убытки, в таких условиях трудно говорить о социальной ответственности. Но мы должны её развивать на будущее, привлекать как можно больше людей, чтобы получать фидбек о своём товаре или услуге. Нужно работать с нашей ментальностью.

Материал создан при поддержке Программы содействия общественной активности «Долучайся!».
Программа «Долучайся!» нацелена на повышение уровня участия граждан в общественной деятельности на национальном, региональном и местном уровнях.
По вопросам сотрудничества свяжитесь с нами:

E-mail: [email protected]
Телефон: +38 (044) 531-53-31
© All Right Reserved. ONLINE.UA
При цитуванні будь-яких матеріалів, що публікуються на порталі ONLINE.UA, обов'язкове посилання, вміщене не нижче першого абзацу тексту. При копіюванні новинних матеріалів для інтернет-видань обов'язковим є пряме відкрите для пошукових систем гіперпосилання, що розміщується незалежно від обсягу використовуваних матеріалів (повного або часткового). Використання матеріалів ONLINE.UA в друкованих ЗМІ, ТБ, мобільних додатках можливе тільки з письмової згоди редакції ONLINE.UA.
Made on
Tilda